Фреска — техника настенной росписи, при которой краска наносится по свежей штукатурке; требует быстроты и мастерства, так как краска сохнет вместе с основой и становится ее неотъемлемой частью. В Истрии сохранилось много фресок (140 мест!), которые в среднем веке не только украшали, но и несли религиозную (передавали религиозное содержание неграмотному народу) и дидактическую функцию (библейские сцены были показателем правильной жизни, а сцены Ада и Страшного суда предупреждали об опасности греховной жизни).
История фресок
Первые фрески в Истрии появляются в VIII-IX веках, а более значительные в XI веке с приходом бенедиктинцев. Тогда создаются пространственные отношения между рисунком и архитектурой: на самых важных местах изображались Христос, Богородица, апостолы и евангелисты, а в других библейские сцены. «Золотым веков» фресок была готика (XIII-XV века; большинство фресок), когда они стали дополняются сюжетами из жизни святых. Ренессансные фрески не оставили столь глубокий след.
Biblia pauperum
Расписанная «Библия бедных» была «бестселлером» в XIV веке. И хотя название предполагает предназначение бедным (неграмотным, которые посредством рисунка могли усвоить религию), она была памяткой для проповедников («pauperum» значит «для бедных» и низшего духовенства). Была и основой для фресок, что объясняет сходство работ разных авторов. В Истрии ее использовали для фресок в Пазине, Жмине и Бераме.
Глаголические графиты на фресках
Внушаемость, но и демократичность средневековых фресок подтверждает добавление глаголических графитов на некоторые фрески как молитвы или комментарии.
Танец смерти из Берама
В церкви Св. Марии на Шкрилинах есть фреска 1474 года, работы Винцента из Каства. Фреска изображает популярный в средние века «Танец мертвецов», метафору бренности жизни — неизбежную смерть, перед которой все равны (папа, кардинал, король, трактирщик, нищий, солдат ребенок, торговец, который не смог ее подкупить). Это отражение многочисленных эпидемий чумы и пример соединения высоких и народных элементов в готическом искусстве. Кроме «Танеца мертвецов» посмотрите «Поклонение волхвов», внушительную 7-метровую фреску. Остаток церкви украшают сюжеты из жизни Христа и Марии и лики святых. Церковь Св. Мартина украшает лик св. Мартина, дающего нищему свою дорогую одежду.
Найдите ключ!
Чтобы войти в некоторые церкви, надо немного потрудиться. Игра «найдите ключ» не тяжелая — надо только попросить ключ от церкви у приходского священника или в ближайших домах. Награда внутри церкви!
Св. Ловреч
Фрески в церкви Св.Мартина между северной и южной стеной самые старые в Истрии и датируются XI веком. Фрески XIV века частично покрывают старые фрески (ключ в церковном приходе).
Светвинченат
Церковь Св. Винцента украшает объемный цикл романских фресок (XIII век) с библейскими сюжетами, сценами из жизни св. Винцента и изображение работ по месяцам. Фрески в церкви св. Катарины (XV век) передают легенду о св. Катарине (ключ от церквей в церковном приходе Светвинчета).
Пазин
Фрески в церкви Св. Николая появились на основе «Bibilia pauperum» и особенные по комбинации средне-европейского позднеготического и ренессансного итальянского стилей. Выделяются св. Михаил в сцене борьбы добрых и падших ангелов (центральное ромбоидальное поле) и сцена Сотворение Мира (церковь в основном открыта; ключ в церковном приходе Пазина).
Бачва
Фрески XVI века в итальянском ренессансном стиле в церкви Св. Якова показывают христологический цикл и народную легенду о Св. Недели (ключ в первом доме от церкви).